В Альпах Берхтесгаден на изумрудно-зеленых водах Королевского озера
«мягкий туризм» начался еще 100 лет назад. Многочисленные туристы,
которые едут отдохнуть в грандиозном национальном парке вокруг
знаменитого горного озера на юго-востоке Баварии, берут лодочки и
экологично плавают по озеру, в котором отражаются горные вершины
Йеннера, Каменного моря и Ватцманна. Никаких шумных моторов, никаких
вредных выхлопов, отравляющих воздух. 18 лодок с тихими электромоторами
везут туристов к главным достопримечательностям вроде всемирно известной
паломнической церкви Санкт-Бартоломе в стиле барокко и таким образом
обслуживают около 500.000 отдыхающих в год.
Но следует признать: когда принц-регент Леопольд Баварский сто лет
назад ликвидировал старые весельные лодки и решил сделать корабли с
электромоторами, он еще не думал о защите климата. Но сегодня флот на
Королевском озере – важный элемент экологического туризма и мягкой
мобильности в одном из самых популярных мест отдыха. Ведь такие курорты,
как Берхтесгаден и Бад-Райхенхаль позиционируют себя именно как
«регионы устойчивого туризма» и входят в инициативу «Alpine Pearls».
Речь идет о сотрудничестве 21 альпийского курорта Германии, Австрии,
Швейцарии, Франции, Италии и Словении, получившем в 2008 г. от
Германского союза туризма международную экологическую премию
«Ecotrophea» за образцовую охрану окружающей среды и туризм. В центре
философии отпуска «альпийских жемчужин» находится охрана природы
посредством мягкой мобильности: отпускники могут приезжать на
экологичном транспорте вроде поезда, а дальше удобно и дешево
передвигаться на автобусах, общих такси или арендованных велосипедах.
Чтобы гости не чувствовали себя ограниченными в передвижениях без
автомобиля, в региональных поездах Берхтесгадена принимают курортную
карту вместо обычного билета.
Пример «Alpine Pearls» демонстрирует: защита климата и окружающей
среды имеет все большее значение для туризма, а Германия, по мнению
экспертов, вполне может взять на себя в этой области ведущую роль.
«Германия была инициатором дискуссии вокруг устойчивого туризма и вполне
может и дальше разрабатывать тему климатических изменений и туризма», –
говорит Эдгар Крайлькамп, профессор туристического менеджмента в
Университете Люнебурга. В рамках исследовательского проекта он исследует
связь изменений климата и устойчивого туризма. На долю международного
туризма, который является перспективной отраслью, сейчас приходится ок.
5% от всех выбросов парникового газа CO2 в мире.
В Германии все сознательнее относятся к идее экологического туризма. К
такому итогу приходит исследование «Туристический след на
климате-2009», недавно проведенное фондом окружающей среды WWF. Согласно
опросу, 43% респондентов сказали, что в целях снижения выбросов CO2
собираются выбрать место отдыха неподалеку от своего местожительства или
уже поступили так. Не Майорка, а Мекленбург-Передняя Померания: каждый
немец, приезжающий в отпуск на Балтийское море, оставляет на климате
«отпечаток ноги» размером в 258 кг CO2(сюда входит транспорт,
проживание, питание, активность в месте отдыха), что в пять раз меньше,
чем во время путешествия на Балеарские острова. И хотя немцы любят туда
ездить, однако туристической целью номер один для них все равно остается
Германия. Около 31% всех немцев в 2008 г. проводили отпуск в
собственной стране. Из южных земель предпочтительнее Бавария, из
северных – Мекленбург-Передняя Померания.
В Мекленбурге-Передней Померании, федеральной земле у Балтийского
моря (длина побережья – 1900 км), Союз по туризму начал реализовывать
оригинальный проект «отпуска без CO2» с «лесными акциями». Идея
заключается в том, что туристы вносят вклад в создание первого
«климатического леса», символически покупая одно дерево. Купив одну
«лесную акцию» за 10 евро, можно посадить дерево, компенсирующее выбросы
CO2 одной семьей из четырех человек во время двухнедельного отпуска.
Отпускники могут собственноручно посадить купленное ими дерево. На
данный момент проданы ок. 7500 «лесных акций» на шесть «климатических
лесов», общая площадь которых составляет 7,5 га.
Новый тренд экотуризма подхватили германские турфирмы и отели.
Первопроходцем стал «Фельдбергер хоф» в Шварцвальде – главный
«климатически-нейтральный» отель Германии. Менеджмент делает ставку на
бережное обращение с энергией и водой, снабдив все здание
энергосберегающими приборами. Старое мазутное отопление было заменено
современным блочным отоплением. И вот каковы климатические итоги: за год
удается экономить 600–700 т CO2 и примерно 300.000 литров мазута.
Другим путем идет Deutsche Bahn. Специальное предложение «Маршрут –
Природа» включает 17 национальных парков, природоохранных зон и
парков-заповедников от ваттов до Альп. Deutsche Bahn вместе с Nabu и
BUND организует экскурсии, велосипедные и пешеходные прогулки по
заповедникам.
Еще один хороший пример мягкого отпуска – туристическая марка
«Viabono». В 2001 г. Федеральным министерством окружающей среды и
Федеральным ведомством окружающей среды принята инициатива, объединяющая
ок. 350 отелей, квартир, зданий для проведения корпоративных
мероприятий, кемпингов, ресторанов и туристических коммун в Германии.
Вместе с другими организациями из сферы защиты прав потребителя, охраны
природы и туризма они развивают устойчивый туризм. 140 германских
организаций (в том числе находящиеся за рубежом туроператоры) создали
«Форум альтернативных путешествий» и таким образом развивают устойчивый
туризм. Berliner atmosfair GmbH предлагает отпускникам компенсировать
нанесенный ими вред климату во время полета на самолете. Деньги,
уплаченные за сертификат «atmosfair», направляются на поддержку проектов
по ВИЭ в развивающихся странах. Эти проекты также финансируются в
рамках инициативы устойчивости «Futouris» (с 2009 г.), в которую входят
крупнейшие туристические концерны Германии TUI и Thomas Cook. Разведение
мангровых лесов в Шри-Ланке, развитие энергии ветра в Турции –
«Futouris» поддерживает в общей сложности 14 проектов, нацеленных на
защиту климата и сохранение биоразнообразия в туристических странах во
всем мире. Материал взят с сайта Deutschland Online
|