Вы могли бы назвать десять аргументов в пользу изучения немецкого языка?» – спросили меня недавно в одном интервью. «Прямо десять, не больше, не меньше? – испугавшись, спросил я. – Я бы и сам был рад, если бы мне в голову пришло хотя бы три!» Как бы то ни было, в Германии, Австрии и Швейцарии и в прилегающих к ним регионах проживают более 100 миллионов человек, которые выросли, говоря на немецком. То есть мы не какое-то маленькое языковое сообщество, как раз наоборот: внутри Европы немецкий является языком с наибольшим количеством носителей его как родного, и в этом он опережает английский и французский. За пределами Европы картина несколько меняется; в списке важнейших языков мира немецкий оказывается далеко позади английского, китайского и хинди, однако все равно занимает место среди первой дюжины языков, определенно перед японским, корейским и финским. Пардон, я имел в виду финиш, т.е. конец списка.
Когда школьники в других странах, например, в Испании или Франции, должны выбирать между немецким и другим иностранным языком, они чаще всего выбирают этот самый другой язык. Немецкий не входит в разряд фаворитов. И если спросить, почему так обстоит дело, можно услышать, что немецкий, дескать, не так уж прост. Слишком много падежей, слишком много родов существительных, слишком много правил и исключений из них. И это отпугивает! Вообще-то это и есть самый лучший повод для изучения языка. Ведь кому хочется получить то, что легко достается? Когда все просто, это может каждый. Тот, кто владеет немецким, умеет делать нечто особенное! Что-то такое, чего не может каждый. И даже не каждый немец. Среди языков английский – это «Фольксваген», а вот немецкий – «Роллс-Ройс».
Еще одно предубеждение против немецкого, которое вечно слышишь там и тут, – это то, что немецкий якобы не особенно благозвучен. И уж далеко не так мелодичен, как французский, не так гибок, как английский, не так темпераментен, как итальянский, не так меланхоличен, как русский, и не так задирист, как японский. Звучание немецкого, так по крайней мере считается, скорее напоминает скрежет бетономешалки или хрипы целого выводка простуженных гусей, которых припечатала к дереву одна угнанная бетономешалка. Однако те, кто хоть немного ближе познакомятся с языком, раскусят всю могущественную красоту, великолепие и музыкальность этих звуков. Как и в каждом языке, важно различать, кто на нем говорит и как. Тон делает музыку. Кстати, не случайно немецкий долгое время был лидирующим языком в музыке. От Иоганна Себастьяна Баха до Иоганна Штрауса. Немецкий был – и остается по сей день – одним из важнейших языков на оперной и концертной сцене во всем мире. Те, кто изучают классическое пение, не могут обойтись без немецкого. Однако и поп-музыка является причиной для изучения немецкого. Музыка была причиной, по которой я выучил французский. Это может работать и в обратном направлении.
Назвать аргументы в пользу изучения немецкого? Такие вопросы лучше всего задавать людям, которые осмелились окончить курсы немецкого. А такие найдутся повсюду: где-нибудь во Франции, в Испании, России и Польше, в Нидерландах и Дании, в Чили и Аргентине, в Африке и в Китае и даже в Баден-Вюртемберге («Мы можем все, кроме литературного немецкого»).
«Германия – восхитительная страна!», – рассыпалась недавно в комплиментах одна пожилая дама в Буэнос Айресе. «У вас такая культура, столько интересных городов, такой разнообразный ландшафт и лучшая в мире инфраструктура!». «Я полагаю, вы имеете в виду автобаны?», – спросил я. Она рассмеялась и сказала: «Я в первую очередь говорю об аптеках. Каждые 50 метров – аптека. Такого нет ни в одной другой стране мира!»
Для многих молодых людей во всех уголках мира Германия открывает окно в безопасное будущее. Число тех, кто ежегодно подает заявку на стипендию для обучения в Германии, растет постоянно. Будь то экономика, машиностроение, медицина или гуманитарные науки – в Германию охотно едут получать образование. Для многих других Германия – жизненно важное место работы. Моя домработница родом из Польши, и она прилежно изучает немецкий. В один прекрасный день ее немецкий достигнет такого же совершенства, как и ее искусство глажки, и тогда перед ней здесь откроются все двери, и она меня покинет, чтобы заниматься чем-нибудь более интересным, например, станет ассистенткой ведущего какого-нибудь ток-шоу или представителем депутата Бундестага по связям с общественностью, а я буду умолять ее остаться, а она взглядом укажет мне на гладильную доску: «Занимайтесь теперь этим сами», и я останусь совершенно измятый и такая перспектива уже сейчас наводит на меня ужас.
Немецкий гарантирует хорошую карьеру во всем немецкоязычном пространстве и везде, где только бродят немецкие туристы. Моя французская знакомая Сюзанна ответила мне на вопрос, какие у нее были основания выучить немецкий. «Причина, почему я учить немецкий? Несмотря на трудная грамматика и жесткое прррроизношение? Моя тебе поведает: моя причина была высокая и с голубыми глазами и ее звать Мартин. Ему было 24 года, мы познакомился на пляже в Биаррррице. О, во всем мире не бывать красивее причины изучать немецкий!»
Если и этого кому-то покажется мало, следующие аргументы для вас:
/1// немецкий стоит изучать, чтобы понимать и фонетически правильно пропевать песни группы «Tokio Hotel».
/2// чтобы потом написать любовное послание Биллу Каулицу (солисту группы «Tokio Hotel»)
/3// чтобы при просмотре немецких телесериалов «Деррик», «Одно дело на двоих» или «Буря любви» не зависеть от субтитров.
/4// чтобы произвести впечатление на друзей словами «Fussballweltmeisterschaftsendrundenteilnehmer» (участник последнего отборочного круга на Чемпионат мира по футболу) или «Ueberschallgeschwindigkeitsflugzeug» (сверхзвуковой самолет)
/5// чтобы читать Гёте в оригинале.
И, разумеется, не только Гёте, но и других классиков немецкой литературы, включая Хайнца Эрхарда, Вильгельма Буша и Лорио.
/6// чтобы при езде на собственном «Порше» можно было бы его не только показать, но и сказать всем, что машина называется не «Порш» и не «Порши».
/7// чтобы, работая уборщицей, можно было бы соблюдать все предостережения, напечатанные на упаковках немецких моющих средств: «Избегать контакта с глазами!» или «Пары не вдыхать!»
/8// Чтобы на присуждении премии Бэмби можно было бы сказать по-немецки: «Я благодарю своих родителей. И всех из компании „Sony Music"! И, конечно, спасибо моим зрителям! Вы такие замечательные! Я вас всех люблю!»
/9// чтобы, будучи зарубежным журналистом, на пресс-конференции в Германии можно было бы задать вопрос по-немецки.
/10// чтобы в следующем фильме о Джеймсе Бонде получить роль злодея.