КЛЕМЕНС БРЕНТАНО (CLEMENS BRENTANO. 1778-1842)
— родился в Кобленце в богатой
купеческой семье, обучался в учебных заведениях и университетах Кобленца,
Бонна, Галле, Йены, пытаясь освоить торговое и горное дело, экономику и
медицину. С 1801 г. он изучал философию в Гейдельберге, где подружился с Ахимом
фон Арнимом. В боды наполеоновской оккупации и освободительных войн (1806—1814)
Брентано был менее других романтиков увлечен патриотическим энтузиазмом; к
этому времени он — богатый наследник без определенных занятий; охота к перемене
мест бросает его в Южную Германию, в Берлин, в Чехию, в Вену, потом снова в
Берлин; в 1818 г. эти метания заканчиваются духовным кризисом: Брентано
поселяется под Франкфуртом в католическом монастыре, где проводит оставшиеся 25
лет жизни в фанатичном служении церкви.
Традиционная для всех романтиков тема
несовместимости искусства и действительности нашла в жизни Брентано печальное
подтверждение. Юношеская переписка Брентано с его сестрой Беттиной, тоже
незаурядной писательницей («Весенний венок Клеменса Брентано», 1844),
показывает, что в ранние свои годы Брентано был не чужд первоначал романтизма
— веры в благотворность грядущих жизненных перемен. Напечатанный в 1803 г.
роман «Годви» обнаруживает болезненную утрату этой веры, на смену которой
приходит внутренний надлом, замаскированный ироническим артистизмом.
Многочисленные вставные стихи в этом романе выявили выдающийся талант
Брентано-лирика. Выдержанные в стиле народной песни, чрезвычайно музыкальные по
своей внутренней организации, они были явлением подлинно новаторским.
Именно в
лирике, в ее эмоциональной непосредственности, в возрастающем трагизме образов
и резкости музыкальных диссонансов особенно отчетливо дает о себе знать
вызревающий в творчестве Брентано духовный кризис. Как и другие романтики,
Брентано пытался противопоставить фальшивым ценностям буржуазной жизни поэзию
народных истоков, — но делал это без настойчивости и убежденности, какие
отличали Арнима и особенно братьев Гримм.
В трехтомном собрании народных сказок,
обработанных Брентано (изданы посмертно в 1846—1847 гг.), фольклорная основа
растворена в игре авторской поэтической фантазии. Жанр «художественной сказки» (Kunstmärchen),
начало которому
положили у романтиков Тик и Новалис, у Брентано находит абсолютное завершение:
в отличие от братьев Гримм и Арнима он не дорожит национальной спецификой,
локальным колоритом и бытовыми подробностями. «Рассказ о честном Касперле и
прекрасной Аннерль» (1818) — по существу, последнее произведение
Брентано-художника — дает ясное представление о его манере: два безыскусных
народных рассказа изящно объединены между собой; большая часть повествования
доверена одной из его героинь, простой деревенской старухе, в образе которой
выражена неутоленная тоска Брентано по нравственному здоровью народной жизни и
возрастающая в его творчестве преданность католицизму.
Не только трагически
сломленная жизнь Брентано, но и болезненная,
упоенная умиранием красота, к которой тянулось его искусство, — горькое
обвинение пошлостям и уродствам современной поэту действительности.
|