Spaß am Deutschunterricht или Немецкий с увлечением...

Меню сайта
Eingang
Kategorien
Themen/ Темы [48]
Grammatik/ Грамматика [67]
Zur Prüfung/ К экзамену [58]
Landeskunde/ Страноведение [31]
Ein wenig Poesie [38]
Kreativ lernen [68]
Umfrage/ Наш опрос
Wozu lernen Sie Deutsch?

Всего ответов: 270
Statistik/ Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
Сеть творческих учителей
Главная » Файлы » Kreativ lernen

IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся
[ Скачать с сервера (1.54 Mb) ] 06.03.2012, 08:40
Городской методический день

 IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения

"Понятие «грамотность» зеркально отражает
 растущие информационные
 потребности нашего общества.
По мере того, как меняются наши потребности в информации"
Джейми МакКензи

Каким же сейчас в 21 веке в нашем понимании должен быть «грамотный человек»? Вспомните, уважаемые коллеги, что ещё сравнительно недавно в нашей стране шла борьба с безграмотностью и «грамотным» считался уже тот, кто умел лишь читать. Сейчас же перед российской школой ставятся гораздо более глобальные задачи. 

Современные образовательные стандарты призывают нас формировать у учащихся различные компетенции, в том числе и информационную компетентность.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, может являться: «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относят: «формирование и развитие  компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)».
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть, в том числе направлена на:
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Изучение иностранных языков, согласно программе, направлено на:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира,
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения.В век информационных технологий приоритетную роль играет умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели.
Большинство из предложенных стандартом компетенций невозможно без ИКТ-компетенций, которые формируются в определённых информационно-методических условиях.
Это:

• активное внедрение IT-технологий в образовательной деятельности
• наличие ИКТ – поддержки учебных курсов,
•для учителя обязательным условием является формирование профессиональной ИКТ‑компетентности, то есть умения, способности и готовности решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства информационно-коммуникационные технологии. Для учащегося необходима учебная ИКТ‑компетентность как умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ. Основная задача такого системного подхода -  перейти в средней школе от информационной грамотности, которая на данный момент в большей или меньшей степени может быть диагностирована у большинства учащихся, к ИКТ-компетентности.
Использование мультимедиа незаменимо при изучении иностранных языков
•  при иллюстрировании страноведческих реалий;
• при использовании оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования;
• при использовании различных статичных и динамичных  средств визуальной наглядности;
• при самостоятельных проектных, творческих видах деятельности с использованием разнообразных средств
• при создании, форматировании и редактировании графических объектов, творческих работ;
• при организации виртуальных экскурсий и т.д.

Анализируя преимущества работы учащихся с компьютером, следует указать на следующие положительные факторы, такие как:
  • возможность реализации принципа индивидуальности,
  • наличие моментальной обратной связи, 
  • большие возможности наглядного предъявления языкового материала,
  • объективная оценка результатов действий обучаемого,
  • запись протокола для последующего анализа работы ученика,
  • активность обучаемого, обусловленная интерактивной формой работы с учебным материалом.
Ученик имеет возможность работать на персональном компьютере самостоятельно, не отвлекаясь от содержания действий по решению задач, и имеет возможность развернутого контроля собственных действий. Кроме того, ученики  оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя или одноклассников.
Опираясь на опыт работы нашего образовательного учреждения по внедрению IT-технологий в процесс обучения иностранным языкам можно отметить, что выделяются несколько основных видов работы учащихся с применением ИКТ.

Рассмотрим положительные и отрицательные моменты данных видов деятельности.
Активнее всего учащиеся используют в своей работе мультимедийные презентации.
И среди педагогов такой тип заданий пользуется популярностью. Мы можем применять разные виды работы над презентацией (групповую, парную, индивидуальную), можно использовать любые электронные образовательные средства (тексты, схемы, карты, диаграммы и графики, а также фото, аудио и видео файлы).
При работе с мультитмедийными презентациями можно отметить следующие плюсы.

  • Формируются  информационная, коммуникативная, познавательная компетентности.
  • Развивается навык работы с большими объёмами текста, что учит структурировать материал.
  • Обеспечивается наглядность.

Минусы:

  • Высокая временная затратность при подготовке презентации
  • Частая замена устного выступления показом презентации.


В проектной деятельности мультимедийная составляющая является неотъемлемым условием для создания интересного, современного и зрелищного проекта. ИКТ здесь целесообразно применять на всех этапах работы над проектом, начиная с планирования, подбора информации и закачивая публичным представлением результатов проектной деятельности.

При работе с гипертекстами:
  • учитываются индивидуальные особенности уч-ся
  • формируется информационная компетентность
  • создаётся возможность создания и редактирования гипертекста
  • достигается интерактивность, гибкость и интеграция мультимедийной учебной информации.
Однако очень часто учащиеся скачивают информацию без осмысления структурирования перегружаются излишней информацией педагог затрачивает много времени на инструкции, в результате всего вышесказанного падает эффективность обучения

При тестировании плюсом являются:
  • Экономия времени
  • Постепенное возрастание уровня сложности
  • Объективность результатов контроля
  • Автоматизация процесса проверки
  • Возможность корректировки
Отрицательный момент, это то, что -
  • Не развивается речь и творческое мышления
  • Системы тестирования бывают часто несовершенны и имеют ограниченные возможности
  • Используя компьютерное тестирование, мы попадаем под  зависимость от технического оснащения ОУ
Дистанционное обучение открывает широкие возможности для детей, находящихся в удалённых от образовательных центров районов, для детей-инвалидов, а также для организации образовательного процесса в период сложной эпидемиологической или природной ситуации.

При использовании мультимедиа для расширения языковой среды
  • широко применяется аутентичный языковой материал: коллекций аутентичных текстов; грамматические справочники с упражнениями и тестами; аудиозаписи; видеофайлы; on-line словари; сайты с возможностью общения и т.д.
  •  достигается переход от простого к сложному.
  • появляется возможность общаться с носителями языка в чате или в Skype, что позволяет моделировать реальные ситуации межкультурного общения;
  • учащиеся получают возможность периодически проверять себя при помощи тестов и постоянно совершенствовать свои знания.
  • возможно самостоятельное обращение к аутентичному актуальному языковому материалу по мере увеличения мотивации и интереса;
  • учащиеся получают быстрый доступ к справочным иноязычным материалам.
Среди минусов необходимо отметить
  • проблемы селекции языкового материала, соответствующего уровню обученности,
  • обязательным условием является наличие учителя - консультанта, так как самостоятельно сориентироваться в потоке иноязычной информации детям очень проблематично.
  • при индивидуальном погружении невозможно получить квалифицированную помощь, (например, при обучении на дому)
  • слабая языковая подготовка в ситуации анализа пригодности конкретного языкового материала для образовательных целей.
  • психологический фактор при общении с носителями языка;
  • технические неполадки.
  • недостаточное оснащение компьютерной техникой
IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся дают возможность Создавать и грамотно использовать мультимедийные презентациии; Активное включать всех учащихся в проектную деятельность;
• Давать объективную, независимую оценку достигнутым результатам посредством тестирования;
•Учить самостоятельной работе с гипертекстами, содержащими большие объёмы информации;
•Погружаться в предметную среду с целью расширения и углубления получаемых знаний;
• Получать удалённо, дистанционно качественные знания.

IT-технологии превращают ученика в процессе обучения в активного участника, оставляя учителю координирующую и консультирующую функцию IT-технологии формируют у учащихся метапредметные универсальные учебные умения, составляющие основу умения учиться. Педагог, активно внедряющий IT-технологии в свою педагогическую деятельность, неизбежно сталкивается с проблемой отбора мультимедийных материалов, также встает проблема интеграции их в учебный процесс.
Хорошим способом хранения, систематизации, распространения мультимедийных материалов, созданных самим педагогом, или размещения ссылок на родственные ресурсы является персональный сайт. Мной создан подобный сайт «Spaß amDeutschunterricht или Немецкий с увлечением» , который функционирует уже более года. Такая форма работы позволяет мне свободно размещать на сайте материалы, подготовленные мной к урокам, а также материалы, предназначенные для скачивания учащимися,   ссылки на видео-, аудио-файлы, фильмы на иностранном языке.По наблюдениям, многие мои ученики являются частыми посетителями сайта, подписаны на обновления, охотно просматривают видео, поют песенки, скачивают тесты, монологические темы,  знакомятся со страноведческой информацией, которую я размещаю в рубрике «BunteWelt» («Разноцветный мир»). На форуме сайта они имеют возможность задать интересующие их вопросы и получить ответ. Разработка своего Интернет-ресурса позволяет мне повысить эффективность работы, мотивацию учащихся к изучению иностранных зыков, доступность материалов не только для учащихся, но и для коллег.

С целью расширения информационной обучающей среды, я стараюсь разрабатывать дополнительные задания для учеников с высоким уровнем мотивации к изучению иностранного языка. Эти материалы также доступны ученикам на сайте. Следует отметить, что наличие хорошо разработанных  мультимедийных материалов вовсе не облегчает работу преподавателя, а помогает сделать ее более результативной.Система элективных курсов и факультативных занятий, а также достаточная техническая оснащённость нашего образовательного учреждения позволяют мне в полной мере использовать потенциал применения IT-технологий. Нами разработан спецкурс «СтраноВидение», страноведение для учащихся 8-9 классов, основанный на использовании Интернет-ресурсов. Курс построен по модульному принципу. Учащийся сам выбирает тот модуль, который в данный момент ему наиболее интересен и занимается его разработкой. В зависимости от количества учащихся работа может проходить в микро-группах, что, по моему мнению, способствует повышению результативности. Итогом работы является творческий проект по теме модуля, который выносится на обсуждение всеми учащимися. Применяя IT-технологии в своей работе, я могу сделать следующие  выводы: ИКТ помогает учащимся самостоятельно организовать свою учебную деятельность.  Помогает более продуктивно формировать ключевые компетенции учащихся При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе.Ребята перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

"Технологии не заменят учителя, но учителЯ, которые используют технологии, могут заменить  тех, кто этого не делает."

Категория: Kreativ lernen | Добавил: mistelena | Теги: немецкий, методика, технологии, иностранный язык
Просмотров: 1834 | Загрузок: 129 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Neue Fotos
Uhr
Neues
Wetterbericht
Sehenswert
Мультфильм Thema немецкий язык мульфильм викторина грамматика немецкого языка Wettbewerb Рождество головоломки Feste Deutschunterricht Texte Materialien Phonetik Duden изучение немецкого языка Landeskunde Deutschland Tests On-line-Übungen Lesen deutsch Sprachdiplom video Weihnachten Deutsh lernen Neujahr германия Немцы 2011 год методика Hören Hörtexte PODCAST Taxi zum Unterricht Zeitschrift kreatives Lernen Gedichte Advent Prüfung Audieren Test Olympiade Deutsch lernen Leseverstehen Spiele Text Lexik Themen Grammatik Lieder spielen Rechtschreibung Poesie Aktuelles film berlin страноведение ФРГ Essay Schriftliche Aussage Deutsch lehren Unrerrichtsentwurf Hörverstehen А1 Dialog Lesetext musik Wortschatz Mindmap Kopiervorlagen Pädagogik Übungen Wotrschatz bücher literatur ЕГЭ Kommunikation Lernkarte Aussprache Lustiges Arbeitsblatt Lektüre Litrratur Deutsch – Warum nicht ЕГЭ ЕГЭ_немецкий язык Ostern lied Anfänger ABC ГИА a1 Klausur Stereotype немецкий freundschaft Jahreszeiten Kindergedichte b1 Unterricht
Suchmaschine
Freunde/ Друзья
  • Сайт гимназии № 133
  • Интернет - кабинет "Cool School"
  • WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
  • не НАШИ дети
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • mistelena © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz