Городской
методический день
IT-технологии
как механизм
формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в
рамках стандартов второго поколения
"Понятие «грамотность» зеркально отражает растущие информационные потребности нашего общества. По мере
того, как меняются наши потребности в информации" Джейми МакКензи
Каким
же сейчас в 21 веке в нашем понимании должен быть «грамотный
человек»? Вспомните, уважаемые коллеги, что ещё сравнительно
недавно в нашей стране шла борьба с безграмотностью и «грамотным» считался уже
тот, кто умел лишь читать. Сейчас же перед российской школой ставятся гораздо
более глобальные задачи.
Современные образовательные стандарты
призывают нас формировать у учащихся различные компетенции, в том числе и информационную
компетентность. Это связано с освоением
ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения
учиться. Результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго
поколения, может являться: «активное использование … средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета». К метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования относят: «формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)». Предметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей,
должны обеспечивать
успешное обучение на следующей ступени общего образования. Программа развития
универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
должна быть, в том числе направлена на: формирование и
развитие компетенции обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение
информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных
технологий и сети Интернет.
Изучение
иностранных языков, согласно программе, направлено на: 1) формирование дружелюбного и
толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной
позиции в восприятии мира, 2) формирование и
совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке,
расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее
овладение общей речевой культурой; 3) достижение
допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы
для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым
иностранным языком,
Термин «информационная
компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго
поколения.В век информационных технологий приоритетную роль
играет умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать
знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели. Большинство из предложенных стандартом
компетенций невозможно без ИКТ-компетенций, которые формируются в определённых
информационно-методических условиях. Это: •
активное внедрение IT-технологий
в образовательной деятельности • наличие
ИКТ – поддержки учебных курсов, •для учителя обязательным
условием является формирование
профессиональной ИКТ‑компетентности, то есть умения, способности и готовности решать профессиональные задачи,
используя распространённые в данной профессиональной области средства информационно-коммуникационные
технологии. Для учащегося необходима учебная ИКТ‑компетентность как умение, способность и готовность
решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ. Основная задача такого системного подхода - перейти в
средней школе от информационной грамотности, которая на данный момент в большей
или меньшей степени может быть диагностирована у большинства учащихся, к
ИКТ-компетентности. Использование мультимедиа незаменимо при изучении иностранных языков •
при иллюстрировании
страноведческих реалий; •
при использовании
оригинальных аудиоматериалов для формирования умений
аудирования; •
при использовании
различных статичных и динамичных средств
визуальной наглядности; •
при самостоятельных
проектных, творческих видах деятельности с использованием
разнообразных средств •
при создании,
форматировании и редактировании графических объектов,
творческих работ; •
при организации
виртуальных экскурсий и т.д.
Анализируя
преимущества работы учащихся с
компьютером, следует указать на следующие положительные факторы,
такие как:
- возможность
реализации принципа индивидуальности,
- наличие
моментальной обратной связи,
- большие
возможности наглядного предъявления языкового материала,
- объективная
оценка результатов действий обучаемого,
- запись
протокола для последующего анализа работы ученика,
- активность
обучаемого, обусловленная интерактивной формой работы с учебным материалом.
Ученик
имеет возможность работать на персональном компьютере самостоятельно, не
отвлекаясь от содержания действий по решению задач, и имеет возможность
развернутого контроля собственных действий. Кроме того, ученики оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, поскольку нет отрицательного
эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя
или одноклассников. Опираясь
на опыт работы нашего образовательного учреждения по внедрению IT-технологий
в процесс обучения иностранным языкам можно
отметить, что выделяются несколько основных видов работы учащихся с применением
ИКТ.
Рассмотрим положительные и отрицательные моменты данных видов деятельности. Активнее
всего учащиеся используют в своей работе мультимедийные презентации. И среди
педагогов такой тип заданий пользуется популярностью. Мы можем применять разные
виды работы над презентацией (групповую, парную, индивидуальную), можно использовать
любые электронные образовательные средства (тексты, схемы, карты, диаграммы и
графики, а также фото, аудио и видео файлы). При работе с
мультитмедийными презентациями можно отметить следующие плюсы.
- Формируются информационная, коммуникативная, познавательная
компетентности.
- Развивается
навык работы с большими объёмами текста, что учит структурировать материал.
- Обеспечивается наглядность.
Минусы:
- Высокая
временная затратность при подготовке
презентации
- Частая замена устного выступления показом презентации.
В проектной деятельности мультимедийная
составляющая является неотъемлемым условием для создания интересного,
современного и зрелищного проекта. ИКТ здесь целесообразно применять на всех
этапах работы над проектом, начиная с планирования, подбора информации и
закачивая публичным представлением результатов проектной деятельности.При
работе с гипертекстами:
- учитываются
индивидуальные особенности уч-ся
- формируется
информационная компетентность
- создаётся
возможность создания и редактирования гипертекста
- достигается
интерактивность, гибкость и интеграция мультимедийной учебной информации.
Однако
очень часто учащиеся скачивают
информацию без осмысления структурирования перегружаются
излишней информацией педагог затрачивает много времени на
инструкции, в результате всего вышесказанного падает
эффективность обучения
При
тестировании плюсом являются:
- Экономия
времени
- Постепенное
возрастание уровня сложности
- Объективность
результатов контроля
- Автоматизация
процесса проверки
- Возможность
корректировки
Отрицательный
момент, это то, что -- Не
развивается речь и творческое мышления
- Системы
тестирования бывают часто несовершенны и имеют ограниченные возможности
- Используя
компьютерное тестирование, мы попадаем под
зависимость от технического оснащения ОУ
Дистанционное
обучение открывает
широкие возможности для детей, находящихся в удалённых от образовательных
центров районов, для детей-инвалидов, а также для организации образовательного
процесса в период сложной эпидемиологической или природной ситуации.
При
использовании мультимедиа для расширения языковой среды
- широко применяется
аутентичный языковой материал: коллекций аутентичных текстов; грамматические справочники
с упражнениями и тестами; аудиозаписи; видеофайлы; on-line словари; сайты с
возможностью общения и т.д.
- достигается переход от простого к
сложному.
- появляется возможность общаться с
носителями языка в чате или в Skype, что позволяет моделировать реальные
ситуации межкультурного общения;
- учащиеся получают возможность
периодически проверять себя при помощи тестов и постоянно совершенствовать свои
знания.
- возможно самостоятельное обращение к
аутентичному актуальному языковому материалу по мере увеличения мотивации и
интереса;
- учащиеся получают быстрый доступ к
справочным иноязычным материалам.
Среди минусов необходимо отметить
- проблемы
селекции языкового материала, соответствующего уровню обученности,
- обязательным
условием является наличие учителя - консультанта, так как самостоятельно
сориентироваться в потоке иноязычной информации детям очень проблематично.
- при
индивидуальном погружении невозможно получить квалифицированную помощь,
(например, при обучении на дому)
- слабая языковая
подготовка в ситуации анализа пригодности конкретного языкового материала для
образовательных целей.
- психологический
фактор при общении с носителями языка;
- недостаточное
оснащение компьютерной техникой
IT-технологии как механизм
формирования ключевых компетенций учащихся дают возможность Создавать
и грамотно использовать мультимедийные презентациии;
Активное
включать всех учащихся в проектную деятельность; •
Давать
объективную, независимую оценку достигнутым результатам посредством
тестирования; •Учить
самостоятельной работе с гипертекстами, содержащими большие объёмы информации; •Погружаться
в предметную среду с целью расширения и углубления получаемых знаний; •
Получать удалённо, дистанционно качественные знания.
IT-технологии превращают
ученика в процессе обучения в активного участника, оставляя учителю
координирующую и консультирующую функцию IT-технологии формируют у
учащихся метапредметные универсальные учебные умения,
составляющие основу умения учиться. Педагог,
активно внедряющий IT-технологии
в свою педагогическую деятельность, неизбежно сталкивается с проблемой отбора
мультимедийных материалов, также встает проблема интеграции их в учебный
процесс. Хорошим
способом хранения, систематизации, распространения мультимедийных материалов,
созданных самим педагогом, или размещения ссылок на родственные ресурсы
является персональный сайт. Мной
создан подобный сайт «Spaß amDeutschunterricht или Немецкий с увлечением» , который функционирует
уже более года. Такая форма работы позволяет мне свободно размещать на сайте
материалы, подготовленные мной к урокам, а также материалы, предназначенные для
скачивания учащимися, ссылки на видео-,
аудио-файлы, фильмы на иностранном языке.По наблюдениям, многие мои ученики являются
частыми посетителями сайта, подписаны на обновления, охотно просматривают
видео, поют песенки, скачивают тесты, монологические темы, знакомятся со страноведческой информацией,
которую я размещаю в рубрике «BunteWelt»
(«Разноцветный мир»). На форуме сайта они имеют возможность задать интересующие
их вопросы и получить ответ. Разработка своего Интернет-ресурса позволяет мне
повысить эффективность работы, мотивацию учащихся к изучению иностранных зыков,
доступность материалов не только для учащихся, но и для коллег. С целью
расширения информационной обучающей среды, я стараюсь разрабатывать
дополнительные задания для учеников с высоким уровнем мотивации к изучению
иностранного языка. Эти материалы также доступны ученикам на сайте. Следует отметить, что наличие хорошо
разработанных мультимедийных материалов
вовсе не облегчает работу преподавателя, а помогает сделать ее более
результативной.Система
элективных курсов и факультативных занятий, а также достаточная техническая
оснащённость нашего образовательного учреждения позволяют мне в полной мере
использовать потенциал применения IT-технологий.
Нами разработан спецкурс «СтраноВидение», страноведение для учащихся 8-9
классов, основанный на использовании Интернет-ресурсов. Курс построен по
модульному принципу. Учащийся сам выбирает тот модуль, который в данный момент
ему наиболее интересен и занимается его разработкой. В зависимости от
количества учащихся работа может проходить в микро-группах, что, по моему
мнению, способствует повышению результативности. Итогом работы является
творческий проект по теме модуля, который выносится на обсуждение всеми
учащимися. Применяя IT-технологии
в своей работе, я могу сделать следующие выводы:
ИКТ помогает учащимся самостоятельно организовать свою
учебную деятельность.
Помогает более продуктивно формировать ключевые
компетенции учащихся
При правильной организации учебного процесса
повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное
отношение к учебе.Ребята перестают быть пассивными участниками учебного
процесса и становятся его активными участниками. "Технологии не заменят учителя,
но учителЯ, которые используют технологии, могут заменить тех,
кто этого не делает."
|